Внукунук газета

Пожилые скрольщики социальных сетей. Какими мы будем дедками и бабками?

Для начала давайте заметим, как сильно мы отличаемся друг от друга.

Мы с вами живем в том мире, о котором наши бабули и дедули могли только мечтать. Нам не нужно работать в колхозах с 15 лет, выращивать лен, чтобы пошить себе одежду, у нас есть музыка в наушниках, латте на кокосовом и связь с друзьями по всему миру.

Технологический прогресс привел к тому, что мы имеем совершенно разные жизненные ориентиры:

  • Старшие поколения больше нас сфокусированы на семье. Мы же более социально активны, сфокусированы на познании мира, общества и себя любимого.
  • Наше поколение можно описать фразой «живем сегодня, а завтра посмотрим». Свои лучшие наряды мы надеваем ежедневно, а не храним их к свадьбе или юбилею Зинаиды Васильны. Мы просто наслаждаемся жизнью, планируя очередное путешествие или бранч с подругой в Солнечной Поляне. Наши бабушки и дедушки расслабляются с трудом, хрустальные бокалы хранят в сервизах и достают их только по праздникам.
  • Мы — поколение риска и поиска себя, чего не скажешь про наших старших. Усидеть на одной работе и вертикально расти по карьере десятилетиями — это совсем не про нас.

Как это повлияет на нашу старость можно только догадываться!

Сколько мы будем флексить и как долго жить?

Уже сейчас продолжительность жизни в России бьет рекорды: в 2022 году она достигла почти 72,8 лет (по данным Росстат). А наша с вами продолжительность жизни, вероятно, будет длиннее, чем у сегодняшних бабуль и дедуль. У поколения зожников и гедонистов, с относительно хорошим уровнем здравоохранения, есть шанс доживать до 90 и более лет!
И вот тут возникает проблема...

Пропаганда молодости в киноиндустрии и сфере красоты формирует у нас непринятие старости.
Нам страшно видеть у себя первые морщинки и седые волосы, отмечать дни рождения, приближающие к отметке 30. А на день рождения от друзей мы получаем ироничные тортики и шарики, намекающие на то, что мы не молодеем.
Как мы с вами будем наслаждаться своей долгой старостью, если мы не знаем, что такое «счастливый пожилой человек», а в голове всплывают только негативные образы и воспоминания?
Неужели мы обречены на скучную жизнь с 65 до 90 лет?
Готовы ли мы к этому и можно ли с этим что-то сделать?

Негативный образ старости влияет на наше общество достаточно сильно, и вот как:

  • Пожилые люди воспринимают себя не как полноценную личность, а как стареющего/неинтересного человека: они не увлекаются новым, потому что считают себя «слишком старыми для такой фигни», стесняются звонить внукам «чего я буду надоедать, я же уже старая», отдаляются от друзей и остаются в одиночестве.
  • Молодое поколение не замечает пожилых: бабушку редко зовут погулять, дедушку не приглашают в кино или кафе. Все это следствие стереотипов о старом человеке,.

Да, мало кто хочет просто попить чая с бабушкой и поговорить с ней про фильмы ее юности или узнать историю ее первой любви. Зато грустные ролики «помог бабушке, дал ей 500 рублей и купил все цветочки» распространяются на сотни тысяч просмотров, поддерживая немощный образ пожилого человека.

Чем это плохо?

Человек в любом возрасте чувствует себя полноценно только в том случае, если его замечают и признают, как равного, другие люди.
Если к вам подойдут на улице и предложат 500 рублей, как вы себя почувствуете? А если при этом вас будут снимать на камеру? Мягко говоря, неудобно.
Помогать бабушкам и дедушкам важно, но не менее важно задумываться над форматом помощи, чтобы не ставить пожилого человека в позицию ниже, не унижать его достоинство при этом. Поэтому так важно уже сейчас развивать культуру вовлечения пожилых людей в общественную жизнь, не списывая их в категорию «отживших и недееспособных».
Что можно сделать?
  • Меняйте своё отношение к пожилым людям, интересуйтесь их жизнью, опытом и талантами. Поверьте, 70 лет прожитой жизни могут быть интереснее любой книги или фильма. Бабушка Зина также влюблялась, мечтала и делала глупости. Их таланты всё также ждут своего признания, и мы можем современным видением помогать им раскрыться и заговорить. Сейчас то самое время перевернуть в своём сознании образ старости в сторону ценного жизненного опыта и мудрости. И, в первую очередь, не обезличивать человека в силу его возраста.
Мы захотим быть клевыми старичками, которые выгуливают свои модные наряды на Патриках или живут в деревушке и снимают блог о кабачках и капусте.
Мы не захотим терять свой статус талантливой иллюстраторки или офигенного тимлида айтишной команды, когда нам станет 65 лет. Да мы просто захотим быть интересными людьми для наших будущих внуков, правнуков и их друзей!
И всё это в наших руках. Культуру взаимодействия с пожилыми людьми мы формируем сегодня, и мы сами создаём то, что будет окружать нас в старости.
  • Сделайте так, чтобы старость была не страхом, а поводом гордости. Снимайте крутые фото, видео со своими бабулями. Показывайте друзьям, какие они бывают смешные и иногда странные, в хорошем смысле. Присядьте на лавочку к бабушке и заведите разговор по душам, уверены, они будут только за! А если у вас есть бизнес или любое другое дело, подконтрольное вам, подумайте, как пожилые люди могут принимать в нём участие.
Это наша первая статья, где мы погрузились в исследование проблемы.
Надеемся, вы захотите поделиться ей с друзьями :)

Проект существует благодаря вашей поддержке и энтузиазму молодых ребят.
Мы благодарны каждому, кто помогает проекту работать, несмотря на сложные времена.
Если вам нравится, что мы делаем — вы можете ПОДДЕРЖАТЬ «Внукунук».
Давайте любить вместе 💓
Философия
Made on
Tilda